"Гордость и предубеждение" Джейн Остен  


Джейн Остен (1775-1817)
Сказать об Остен, что она родилась в семье провинциального священника и провела жизнь в деревенской глуши - причем жизнь, в которой не было ни бурь, ни потрясений, - что рамки ее существования были ограничены местечком Стивенсон в Хэмпшире, а потом Чоутон в Кенте,- это сказать заведомо неверное. Исходя из подобного представления об общественных связях автора "Гордости и предубеждения", можно понять ее творчество превратно. В самом деле, откуда у дочери провинциального священника (а иные литературоведы у нас даже называли его "сельским")
наблюдения над людбми из различных пластов привилегированных классов? Откуда та начитанность и развитие автора, который обнаруживают все ее книги?
Отец Джейн Остен Джордж Остен имел ученую степень в Оксфордском университете, и в течение ряда лет был членом ученой корпорации одного из его колледжей. Он отличался большой эрудицией, умом и широтой кругозора. Как он, так и его жена Анна (урожденная Ли) - мать Джейн- принадлежали к старинным дворянским фамилиям, чем, добавим, ни он, ни она не кичились. И все же принадлежность Остенов к родовитому дворянству обусловила круг знакомств и связей семьи, открывая перед ними двери так так называемых "лучших" домов графства.
Семья Остенов была велика: Джейн была предпоследним ребенком в семье, состоявшей из пяти сыновей и двух дочерей. Остены если и не были богаты, то не испытывали материальных затруднений. Косвенные данные говорят скорее об обеспеченности, чем о стесненности в средствах при жизни отца.
Пробовать перо Остен начала, когда ей было пятнадцать лет. Начала с остроумных пародий на современный плохой роман. Самая последняя из юношеских пародий, входящих в трехтомник не изданных при жизни писательницы "Ювенили", писалась в 1793 году. Дома эти пробы пера называли "проказами Джейн", однако, по дошедшим до нас свидетельствам ее близких, весь дом с интересом эти "проказы" слушал. В 1796 году Джейн начала (уже всерьез) писать роман и закончила его в августе 1797 года. Это были "Первые печатления", увидевшие свет только в 1813 году под названием "гордость и предубеждение". Уже через три месяца Джейн села писать новый роман "Разум и чувствительность" и окончила его также через год. Но издан он был лишь в 1811 году. "Нортенгерское аббатство", увидевшее свет после смерти писательницы (1818), было написано сразу после "Разума и чувствительности", то есть опять-таки за много лет до того, как было напечатано. Так было со всеми книгами Остен. Они писались, потом "отлеживались" медленно дорабатывались. По словам Мэри Лэсселз, Остен дорабатявала и "Гордость и предубеждение" и "Мэнсфилд парк", держа в тоже время корректуру "Разума и чувствительности".

Работа Остен над текстом своих книг, отчасти вынужденниа обстаятельствами, отчасти вошедшая у нее в обычай, затрудняет разговор о переодизации в ее творчестве. Достаточно того, что замысел "Мэнсфилд парка" и "Убеждения" родился все-таки позже замысла "Гордости и предубеждения" (1796-1797) и "Разума и чувствительности" (1797-1798) и тем более "Нортенгерского аббатства", непосредственно примыкающего к юношеским пародиям начала 90-х годов.
Джейн Остен решительно опередила свое время. В эпоху господства романтизма творчество этой писательницы, рассказывающей не о демонических героях и бурных страстях, а всего лишь о жизни английской провинции, осталось, по сути дела, незамеченным, а потому и не оцененным по достоинству. "Гордость и предубеждение" впоследствии самый известный роман Джейн Остен, издатель отверг, сочтя его скучным и незначительным. Современники Остен, даже самые благосклонные, пишет в своих воспоминаниях от 1870 г. первый биограф, племянник писательницы Эдвард Остен-Ли, были не слишком высокого мнения о ее сочинениях и искренне удивилист бы, доведись им узнать, что их читают и век спустя. Мало что изменилось и в середине 19 века. Диккенс не подозревал о существовании Джейн Остен, Шарлотта Бронте высказалась о ней весьма уничижительно: "Точное воспрозведение обыденных лиц, тщательно огороженные и ухоженные сады...Ни одного яркого образа. Ни одного дикого ландшафта. Там нет свежего воздуха, голубых гор, суровых скал... Возможно, она разумна, реалистична...но великой она быть не может".
Но творчество "несравненной Джейн", как назвал ее Вальтер Скотт, продолжает быть живой традицией и на исходе 20 века, а ее суждения о романе, произведении, в "котором выражены сильнейшие стороны человеческого ума" и дано "проникновеннейшее знание человеческой природы", не потеряли своего значения и в сегодняшних литературных битвах.


"Годость и предубеждение"/Pride and Prejudice
"Гордость и предубеждение" остается любимым произведением современного английского читателя и , что неаловажно, был "любимым детищем" самого автора.
Получив корректуру "Гордости и предубеждения", Остен писала Кассандре, гостившей в то время у одного из их братьев: "Я получила из Лондона свое собственное дорогое дитя". Ее оценка была обоснована: современник Остен, знаменитый драматург Шеридан заметил, прочитав роан: "Ничего не читал умнее и остроумнее этой книги!"
Остен начала работать над "Гордостью и предубеждением", когда ей только что исполнился двадцать один год. Тогда роман ею был назван "Первые впечатления". Но издатели рукописи не приняли, и готовый к сдаче в печать текст романа был отложен автором на много лет. Взялась за него Остен вновь лишь тогда, когда ей удалось напечатать "Разум и чувствительность". В том виде, в каком "Гордость и предубеждение" вышел в 1983 году, книга по замыслу и содержанию не изменилась, однако была сильно сокращена и стилистически отточена.
Сюжет романа несложен, и группировка персонажей в нем строго продумана. Действие развивается вокруг одного, на превый взгляд как будто тривиального, конфликта: Элизабет Беннет, дочь небогатого провинциального помещика- незаурядная как по своим внешним, так и по душевным качествам,- встречается с красивым, умным и в своей среде столь же незаурядным аристократом, ненадолго приехавшим в то графство, где обитает семья Беннетов. Элизабет ощущает пренебрежение Дарси и его друга к своей семье, и в ней рождается предубеждение против него, которое ей трудно преодолеть даже тогда, когда между молодыми людьми рождается взаимное чувство. Дарси, в свою очередь, сознавая свое превосходство (как сословное, так и личное) над провинциальным джентри, вначале обнаруживает в присутствие Элизабет подчеркнутое высокомерие, а затем, полюбив девушку, преодолевает и свою гордость, и свои предрассудки. Конфликт осложняется тем, что некоему Уикхему удается внушить Элизабет превратное представление о личности и поступах Дарси.
"Гордость и предубеждение"- прежде всего глубоко реалистическое изображение характеров и нравов английского общества. Остен говорит о серьезных вещах в таком комедийном ключе, что роман ее читается как остроумнейшая комедия в лучших традициях богатой драматургической культуры Англии.
Уже на второй странице, служащей увертюрой к роману, становится ясно, насколько отчетливо Остен понимала те силы, которые управляли современным ей обществом. Как бы они ни маскировали и как бы порой ни облекались в красивые одежды, в основе всех чаяний и интересов общества, к кторому принадлежат персонажи ее книги, лежат имущественные интересы, т.е. в конечном итоге, корысть, если еще не в прямом смысле деньги.
"Все знают, что молодой человек, распологающий средствами, должнен подыскивать себе жену"- так начинается 1-ая глава романа. "Fortune"- т.е. богатство, которым имеет счастье обладать молодой помещик, становится и должно стать предметом вожделения той среды, где он скорее всего начнет искать себе подругу жизни.
"Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той или иной соседской дочки". Годовой доход Дарси и Бингли немедленно подсчитывается родителми незамужних дочерей в том графстве, в котором появляются блестящие молодые лондонцы, и матери незамужних дочерей немедленно начинают на них атаку.
Провинциальные дамы и джентельмены, принадлежащие к небогатому джентри ловят выгодных женихов, а стоящие выше по сословной лестнице сопротивляются- таков реальный и трезвый ряд. Дарси ломает свою сословную гордость, проникнувшись искренним чувством к Элизабет, а Элизабет преодолевает свою гордость и свои предрассудки под влиянием ответного чувства - таков второй.
Не удивительно, что именно в изображении персонажей второго ряда Остен добилась наибольшей тонкости психологического рисунка. Она показывает всю сложность их противоречивых чувств, их достоинтва и их слабости. Это живые люди, способные и на большое чувство, и на глубокое заблуждение. Остен порой любуется Дарси- его умом, силой характера, умением любить, но это не мешает ей убедительно показывать, как сильно владеют им воспитанные в нем средой предубежденностия, самоуверенность и гордость. Еще ближе писательнице Элизабет, бесспорно, одна из ее любимым героинь. Джейн Остен умеет убедить читающего и в благородстве чувств мисс Беннет, и в незаурядности ее ума, и в рассудительности, но тут же показывает, как часто она склонна заблуждаться, как трудно и ей сломить в себе гордость, противодействующую ее любви к Дарси и правильному пониманию его поступков.
Иронией принизан вест текст романа. Она окрашивает диалоги, определяет скрытый смысл брошенных на ходу замечаний, подсказывает оценки поступков, отношение писательницы к людям.
Так, глупость миссис Беннет становится очевидной уже с первых страниц романа в одном коротком диалоге почтенной дамы со своим супругом.
Довольно лукавая ирония Остен обостряется, когда речь заходит не о глупцах, подобных миссис Беннет и супругам Лукас, а о глупцах, вызывающий ее негодование или нерпиязнь.
Остен при этом не "копировала" жизнь, к чему прзвали через сорок с лишним лет натуралисты, но очень строго придерживалась того, что наблюдала вокруг себя. Опасаясь штампов в языке и стиле, она обходила банальность мелодрамы, подвергала беспощадной насмешке ложный пафос и чувствительность.


Текущие проекты
По книге "Собрание сочинений" Джейн Остен Е. Гениевой
По книге "Английский реалистический роман 19 века в его современном звучании" В. Ивашевой


Здесь вы можете прочитать роман Джейн Остен "Гордость и предубеждение"
www.axinia.narod.ru/osten.htm - здесь вы сможете найти дополнительную информацию о творчестве Джейн Остен
На главную


 
Используются технологии uCoz